Author:
Category:

Cola Beldy: Biography of an Artist of the USSR

Despite the colossal success far beyond the borders of the USSR, Nikolai Beldy left the stage in the early 90s. His popularity did not disappear even during perestroika, but Nikolai Ivanovich himself made a firm decision to return to his native land ...

The hard fate and dazzling career of Nikolai Belda (Cola Belda) ...

Nikolai Beldy, also known as "Kola Beldy", is a legendary Soviet artist whose contribution is invaluable! “We will go, we will rush on deer in the early morning ...” - this song is well known to more than one generation of listeners. But not everyone knows that it is Nikolai Ivanovich who performs it ... Beldy survived a difficult childhood, but, nevertheless, did not let his talent die. Today we will remember the life story of this truly amazing person ...

Early years...

Cola Beldy in his youth ...
Cola Beldy in his youth ...

Nikolai Beldy was born in May 1929, in the distant Khabarovsk Territory ... It so happened that Nikolai was left an orphan at a very early age ... Against this background, he began to stutter. For some time, Kolya grew up under the wing of his aunt, after which he ended up in a boarding school. But life in a boarding school was not what the boy dreamed of. And so, in 1943, Beldy fled to the front. The circumstances were quite good: Kolya ended up in Vladivostok, a cabin boy in the Pacific Fleet: he had to lie about his age, otherwise they simply wouldn’t have taken him ... Beldy no longer stuttered, and during the service he surprised his comrades with a beautiful melodic voice ...

Soon, Nikolai began to sing as part of the song and dance group of the Pacific Fleet! After he entered the music school. After graduating from it, Beldy continued to serve the Motherland! But after demobilization, great opportunities opened up for him: finally, he was able to devote himself entirely and completely to music, which he managed to fall in love with so much ... At first, Nikolai combined his studies at the Saratov Conservatory with work at a factory (sometimes he worked part-time at a local drama theater). After that, he worked in the song and dance ensemble of the Voronezh Military District! But... it took him a long time to climb higher...

Career

Nikolay Beldy...
Nikolai Beldy ...

In 1957, the life of Nikolai Belda, who, by the way, was a Nanai by nationality, specifically changed: he became a laureate of the Moscow youth festival! We can rightfully say that this was his finest hour ... Beldy attracted the attention of Ekaterina Furtseva, Minister of Culture: the woman realized in an instant that such a talented representative of the northern people would become a pearl on the national stage! After that, Beldy got a job at the Mosconcert. At the beginning of the new decade, he won the All-Russian variety competition! So, for the next long, long years, Cola Beldy toured ... And not only across the expanses of the Soviet Union, but also abroad.

The repertoire of the young artist consisted, in particular, of pop compositions successfully “seasoned” with Nanai color, as well as shamanic songs that Beldy competently presented to the public in modern processing ... And how bright and colorful his live performances were ...

As a rule, Nikolai proudly went on stage in a national costume. And seeing this, the audience froze ... It seemed that everything around froze. For the Soviet Union, this was a kind of exotic! So - there is nothing surprising in the fact that every Belda show was sold out, no.

Real success...

Soon the popular artist was invited to the cinema! The debut of Nikolai was the film "Russian Souvenir". On television, Beldy was also very popular: he was a frequent guest of the Blue Light, which was due to his phenomenal performance of the Song of the Reindeer Breeder to the music of Modest Tabachnikov!

Of course, in the song piggy bank of our hero there were also national creations, such as "Khanina Ranina" - a Nanai legend about the Sun-tambourine! But one of Belda's most famous hits was the composition "My Yakutyanochka"!

Closer to the middle of the 60s, the cult composition "Naryan-Mar, my Naryan-Mar" was published. The music for it was written by Grigory Ponomarenko himself - a famous Soviet composer, accordion player! As a result, the song became the unofficial anthem of the capital of the Nenets Autonomous Okrug!

Cola Belda's popularity peaked at the beginning of the 70s! The main hits of this period are considered to be the songs “I'll take you to the tundra” and “Nature sings”!

It was Cola Beldy who popularized funny stories and anecdotes among the people about the naive inhabitants of the north, who cannot adapt in the city! So, for example, the composition “A Chukchi in the plague is waiting for dawn” gave rise to the famous anecdote about the Chukchi who arrived in the capital!

In an interview, Konstantin Bogdanov, a Russian philologist, said:

“The most surprising and remarkable thing about this man was that, despite his nationality, Beldy, with obvious pleasure, played with the already established features of the so-called Chukchi accent in public! He also popularized jokes about the Chukchi, which are well known to everyone today ... "

It is impossible not to emphasize Belda's devotion to the genre and theme of the songs he chose... Of course, like any artist, there was a period in Nikolai's life when he chose the image of a "fashionable" performer - that is, he began to perform fashionable hits! But ... it did not last long. It is worth noting that during his career Beldy visited more than 40 countries of the world, including the legendary Olympia in Paris! And the popularity of the Nanai artist in Europe was no less than in his native Soviet Union ... The mayor of Mezen, a French town, proclaimed Beldy "the golden voice of the North"!

Personal life

Cola Beldy with his wife Olga and daughter Elena
Cola Beldy with his wife Olga and daughter Elena

Despite the colossal success far beyond the borders of the USSR, Nikolai Beldy left the stage in the early 90s. His popularity did not disappear even during perestroika, but Nikolai Ivanovich himself made a firm decision to return to his native land ...

In total, Belda had 3 marriages: his first wife was Nina Pavlovna, who was 15 years older than the groom himself! Their acquaintance took place in Saratov, in the hungry post-war period ... Together they moved to Khabarovsk, however, their marriage broke up in the mid-60s. Belda's second wife, Larisa Semyonovna, was also older than the artist, only not 15, but only 5 years. Their union was really strong: together they lived in perfect harmony for 23 years! And they would have lived even longer if Larisa had died in the late 80s ...

With his third wife, Olga, Nikolai met in 1991, in St. Petersburg. This time, the chosen one of the artist turned out to be younger, and by as much as 30 years! At the time of their meeting, the girl was only 29 ... The most amazing thing is that their acquaintance marked love at first sight! So, Nikolai Beldy made an offer to his beloved the very next day after their meeting! Yes, and her last name was the same, Beldy. There are such coincidences in life ... Soon after the wedding, the couple had a daughter, Elena, who became the only and really long-awaited child of the artist ...

Family photo. Nikolay Beldy, his wife Olga and their daughter Elena...
Family photo. Nikolay Beldy, his wife Olga and their daughter Elena...

Death

Unfortunately, after a few years, the legendary voice of the North was gone: Cola Beldy died at the end of 1993 ... On a winter morning, Nikolai went to the grocery store, when he suddenly had a heart attack. Due to the fact that the ambulance arrived only a few hours later, the musician could not be saved. His heart stopped... Nikolai Beldy died of a massive heart attack, just 10 days before his favorite holiday - the New Year...

When her husband passed away, Olga plunged headlong into creativity: painting, national crafts ... So, every year Olga Belda's author's exhibitions are held in Khabarovsk, which, by the way, are very popular with compatriots.

Remembering the most legendary rock operas in the history of the genre - Part One

The best rock operas in history according to Fuzz Music magazine: selection, performers, interesting facts More than half a century ago, The Who released "Tommy" and introduced fans to a new...

Carlos Santana is transported on "a journey of memories and deep reflection

Guitarist Carlos Santana: interesting facts, interviews, photos and videos, tracks Carlos Santana is a legend of Latin American rock, a guitarist who not only managed to achieve success on the world...

All About The Comet Is Coming - Hyper-Dimensional Expansion Beam (2022)

The Comet Is Coming - Hyper-Dimensional Expansion Beam (2022) new album: track list, history, listen online The British jazz trio (Danalogue, Betamax, Shabaka Hutchings) has released...
Related Articles

"Legendary Rebels" - recalling the craziest vocalists of the punk rock world

The most outrageous soloists in the history of punk rock, according to Fuzz Music magazine Punk rock has always been evil - a kind of "cocky little cousin" in the rock family. Born ...

The delightful Gloria Estefan in Amazing Facts

Gloria Estefan - everything about the singer: childhood, career, songs and music videos, interesting facts Gloria Estefan is one of the greatest singers in history. This woman possesses...

Diana Ankudinova: The Story of a Young but Already Hotly Loved Russian Performer

Singer Diana Ankudinova: full biography, facts, childhood and career, songs, personal life, interviews Diana Ankudinova - still so young, but already hotly loved by millions of singers....

Jazz beauty Diane Kroll and her success story

Diane Kroll - biography and facts: childhood, career, personal life, songs and music videos Diane Kroll is a Canadian jazz singer and pianist, winner of five Grammy Awards...

Автор:
Категория:

Кола Бельды: Биография артиста СССР

Несмотря на колоссальный успех далеко за пределами СССР, Николай Бельды ушёл со сцены в начале 90-х годов. Его популярность не исчезла даже во время перестройки, однако сам Николай Иванович принял твёрдое решение вернуться в родные края...

Тяжёлая судьба и ослепительная карьера Николая Бельды (Кола Бельды)…

Николай Бельды, также известный как «Кола Бельды», — легендарный советский артист, вклад которого неоценим! «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» — эта песня прекрасно известна не одному поколению слушателей. Но далеко не все знают, что исполняет её именно Николай Иванович… Бельды пережил трудное детство, но, всё же, не дал своему таланту погибнуть. Сегодня мы вспомним историю жизни этого по-настоящему удивительного человека…

Ранние годы…

Кола Бельды в молодости...
Кола Бельды в молодости…

Николай Бельды появился на свет в мае 1929 года, в далёком Хабаровском крае… Так случилось, что Николай остался сиротой в совсем раннем возрасте… На фоне этого он начал заикаться. Некоторое время Коля рос под крылом тётки, после чего попал в интернат. Но жизнь в интернате была не тем, о чём мечтал паренёк. И вот, в 1943 году Бельды сбежал на фронт. Обстоятельства сложились довольно хорошим образом: Коля попал во Владивосток, юнгой на Тихоокеанский флот: ему пришлось соврать про свой возраст, иначе его просто не взяли бы… Бельды уже не заикался, и во время службы удивил своих товарищей прекрасным мелодичным голосом…

Вскоре Николай начал петь в рамках коллектива песни и пляски Тихоокеанского флота! После он поступил в музыкальное училище. Окончив его, Бельды продолжил служить Родине! Но после демобилизации ему открылись большие возможности: наконец-то он смог целиком и полностью посвятить себя музыке, которую он успел так полюбить… Первое время Николай совмещал учёбу в Саратовской консерватории с работой на заводе (иногда он подрабатывал в местном драмтеатре). После он работал в ансамбле песни и пляски Воронежского военного округа! Но… ему потребовалось немало времени, чтобы подняться выше…

Карьера

Николай Бельды...
Николай Бельды…

В 1957 году жизнь Николая Бельды, который к слову был по национальности нанайцем, конкретно изменилась: он стал лауреатом молодёжного московского фестиваля! Можно по праву сказать, что это был его звёздный час… Бельды привлёк внимание Екатерины Фурцевой, министра культуры: женщина в миг смекнула, что столь талантливый представитель северного народа станет жемчужиной на отечественной эстраде! После этого Бельды устроился в Москонцерт. В начале нового десятилетия он одержал победу на Всероссийском эстрадном конкурсе! Так, следующие долгие-долгие годы Кола Бельды гастролировал… Причём не только по просторам Советского Союза, но и за рубежом.

Репертуар молодого артиста состоял, в частности, из эстрадных композиций удачно «приправленных» нанайским колоритом, а также из шаманских песен, которые Бельды грамотно преподносил публике в современной обработке… А какими яркими и красочными были его живые выступления…

Как правило, Николай гордо выходил на сцену в национальном костюме. И видя это, публика замирала… Казалось, всё вокруг замирало. Для Советского Союза это было своего рода экзотикой! Так что — ничего удивительного в том, что каждое шоу Бельды проходило с аншлагом, нет.

Настоящий успех…

Вскоре популярный артист был приглашён в кино! Дебютом Николая стал фильм «Русский сувенир». На телевидении Бельды также пользовался большой популярностью: он был частым гостем «Голубого огонька», что было обусловлено его феноменальным исполнением «Песни оленевода» на музыку Модеста Табачникова!

Разумеется, в песенной копилке нашего героя присутствовали и национальные творения, такие как «Ханина Ранина» — нанайское сказание про Солнце-бубен! Но одним из наиболее известных хитов Бельды стала композиция «Якутяночка моя»!

Ближе к середине 60-х годов в свет вышла культовая композиция «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар». Музыку к ней написал сам Григорий Пономаренко — известный советский композитор, баянист! В результате песня стала неофициальным гимном столицы Ненецкого автономного округа!

Пик популярности Кола Бельды пришёлся на начало 70-х годов! Главными хитами этого периода принято считать песни «Увезу тебя я в тундру» и «Природа поёт»!

Именно Кола Бельды популяризировал в народе смешные истории и анекдоты про наивных жителей севера, у которых никак не получается адаптироваться в городе! Так, к примеру, композиция «А чукча в чуме ждёт рассвета» породила на свет знаменитый анекдот про чукчу, приехавшего в столицу!

В одном из интервью Константин Богданов, российский филолог, сказал:

«Самое удивительное и примечательное в этом человеке было то, что несмотря на свою национальную принадлежность, Бельды с явным удовольствием обыгрывал на публике уже сложившиеся особенности так называемого чукотского выговора! Он же популяризовал анекдоты о чукчах, которые прекрасно известным всем сегодня…»

Невозможно не подчеркнуть преданность Бельды выбранному им жанру и тематике песен… Конечно, как и любой артист, в жизни Николая был период, когда он выбрал образ «модного» исполнителя — то есть начал исполнять модные хиты! Но… продлился он недолго. Стоит отметить, что за свою карьеру Бельды побывал в более чем 40 странах мира, включая легендарную «Олимпию» в Париже! И популярность нанайского артиста в Европе была ничуть не меньше, чем в родном Советском Союзе… Сам мэр Мезена, французского городка, провозгласил Бельды «золотым голосом Севера»!

Личная жизнь

Кола Бельды с супругой Ольгой и дочерью Еленой
Кола Бельды с супругой Ольгой и дочерью Еленой

Несмотря на колоссальный успех далеко за пределами СССР, Николай Бельды ушёл со сцены в начале 90-х годов. Его популярность не исчезла даже во время перестройки, однако сам Николай Иванович принял твёрдое решение вернуться в родные края…

Всего в жизни Бельды было 3 брака: первой его супругой стала Нина Павловна, которая была старше самого жениха на 15 лет! Их знакомство произошло в Саратове, в голодный послевоенный период… Вместе они переехали в Хабаровск, однако — брак их распался в середине 60-х годов. Вторая жена Бельды — Лариса Семёновна — также была старше артиста, только не 15, а лишь на 5 лет. Их союз был по-настоящему крепким: вместе они прожили душа в душу 23 года! И прожили бы ещё больше, если бы в конце 80-х Ларисы не стало…

Со своей третьей супругой, Ольгой, Николай познакомился в 1991 году, в Санкт-Петербурге. На этот раз избранница артиста оказалась младше, причём на целых 30 лет! На момент их встречи девушке было всего 29… Самое удивительное то, что их знакомство ознаменовало любовь с первого взгляда! Так, Николай Бельды сделал возлюбленной предложение уже на следующий день после их встречи! Да и фамилия у неё была такая же, Бельды. Бывают же такие совпадения в жизни… Вскоре после свадьбы у пары родилась дочь Елена, которая стала единственным и действительно долгожданным ребёнком артиста…

Семейное фото. Николай Бельды, его жена Ольга и их дочь Елена...
Семейное фото. Николай Бельды, его жена Ольга и их дочь Елена…

Смерть

К сожалению, уже через несколько лет легендарного голоса Севера не стало: Кола Бельды скончался в конце 1993 года… Зимним утром Николай отправился в магазин за продуктами, как внезапно у него случился сердечный приступ. Из-за того, что бригада скорой помощи приехала лишь через несколько часов, музыканта не удалось спасти. Его сердце остановилось… Николай Бельды скончался от обширного инфаркта, всего за 10 дней до своего самого любимого праздника — Нового года…

Когда мужа не стало, Ольга с головой окунулась в творчество: написание картин, национальные ремесла… Так, каждый год в Хабаровске проходят авторские выставки Ольги Бельды, которые, к слову, пользуются большой популярностью у соотечественников.

Восхитительная Глория Эстефан в удивительных фактах

Глория Эстефан – всё о певице: детство, карьера, песни и клипы, интересные факты Глория Эстефан – одна из величайших певиц в истории. Эта женщина обладает...

Диана Анкудинова: история юной, но уже горячо любимой российской исполнительницы

Певица Диана Анкудинова: полная биография, факты, детство и карьера, песни, личная жизнь, интервью Диана Анкудинова – ещё такая юная, но уже горячо любимая миллионами певица....

Джазовая красотка Дайана Кролл и её история успеха

Дайана Кролл – биография и факты: детство, карьера, личная жизнь, песни и клипы Дайана Кролл – канадская джазовая певица и пианистка, обладательница пяти премий «Грэмми»...
Похожие статьи

История одной супергруппы: Hollywood Vampires, в которую вошли «рок-н-ролльщик, король шок-рока и карибский пират»

Hollywood Vampires, или как образовалась супергруппа «Голливудские вампиры» (Элис Купер, Джонни Депп и Джо Перри) Hollywood Vampires – это самая настоящая супергруппа! Основанная в 2015...

Андрей «Свин» Панов: вспоминаем пионера отечественного панк-рока

Андрей Панов и история его жизни: от ранних лет и первых начинаний до успеха и смерти Андрей Панов – один из самых первых, и вместе...

«Любимый голос Nightwish» – Тарья Турунен: история жизни и факты

Тарья Турунен: полная биография, интересные факты, лучшие песни и клипы, личная жизнь Журналисты и публика окрестили её «финским соловьём», и если вы слушали её песни,...

История рыжеволосой «бунтарки» и просто красавицы Белинды Карлайл

Восхитительная Белинда Карлайл в удивительных фактах: биография, история жизни, карьера, борьба с зависимостями Белинда Карлайл родилась бунтаркой в душе. Подростком она прошла через многое –...

Вспоминаем легенду Thin Lizzy, харизматичного Фила Лайнотта

Легендарный вокалист Thin Lizzy Фил Лайнотт и его история: биография, факты, личная жизнь, песни Его не стало лишком рано, в возрасте 36 лет: причиной стала...

Их называют «Van Halen 21 века» – знакомимся с рок-группой Deraps

Группа Deraps: история, песни и клипы, интересные факты, сходство с Van Halen Deraps – группа, которая вызывает ностальгию по мощному классическому року. Основанная совершенно случайно,...

История Билли Айдола, главного панк-рокера «поколения Х»

«Поколение Х», или удивительное везение Билли Айдола Появление MTV в 80-х сделало лондонского панка Билли Айдола одной из звёзд той эпохи! Вдохновлённый выступлениями Sex Pistols,...

Топ величайших женских рок-групп в истории по версии журнала «Fuzz Music»

Культовые женские рок-группы, которые заслуживают внимания Рок – любимый музыкальный жанр миллионов людей по всему миру! И что самое приятное – в этом направлении каждый...

Аланна Майлз – красотка, подарившая миру хит про «Чёрный бархат»

Вспоминаем Аланну Майлз, исполнительницу хита «Black Velvet» Иногда кажется, что на достижение цели может уйти целая жизнь. Помимо необходимого таланта, требуется самоотверженность, жертвенность и пламенная...