Author:
Category:

The Story of Thelonious Monk – a jazz classic with unyielding fingers

Learn more about the life of Thelonious Monk, one of the pioneers of bebop. What is the peculiarity of his style and what role did Baroness Pannonika de Koenigswarter play in his life? About this - in our article.

Biography of a jazz pianist and composer, the founder of bebop

Thelonious Spheer Monk - mysterious and ambiguous, talented and uncompromising, brilliant jazz musician and composer XX century. He is known as one of the creators of the style bop, characterized fast pace and complex improvisations based on playing out chord sequences. The style of his work was special and recognizable literally from the very beginning of the sound of the keys.

Childhood

The future musician was born October 10, 1917 in the town rocky mountlocated in the state North Carolina. For a long time there was no information about the reliable date of his birth. information, the most accurate information was established in 1968 musicologist and critic Leonard Feather in the The original birth document. IN testimonial the musician's name is listed as Thelonious Monk Jr. An interesting fact is that the name Sphere in metric missing, therefore, most likely, it was assigned by Monk independently, in memory of Sphire Battse, maternal grandfather.

Thelonious Monk sitting at the piano
Thelonious Monk sitting at the piano

When the boy turned three years, his mother Barbaradecided that her children should grow up in metropolis, and the Monk family moved to New York. They settled in a very tiny apartment on the Manhattan, which remained shelter for Thelonious throughout life. Father could not get used to the big city: soon he left family and returned back to Rocky Mount. Barbara managed to get a job in the department social assistance municipality. In addition, in order to feed children, she had to work cleaner.

At school Thelonious studied Okay, was especially successful in studying exact sciences, such as maths and physics. Already famous, he spoke outthat "only a mathematician can become a musician". His first musical experience began precisely with pipesbecause in those days piano considered a tool for girls, so I began to learn to play on it older sister Marion. Soon the children abandoned musical instruments they hate.

One of Thelonious Monk's performances
One of Thelonious Monk's performances

When Thelonious was six years, Barbara bought her son pianoand from that time on he spent tool all the time. Aged 20 years Monk started taking music lessons with a teacher from Juilliard School, one of the major institutions of higher education in America in the field of arts and culture, but in general it can be considered self-taught. A full musical education Thelonious and not receivedHowever, as he believed, he did not need it. Monk later recalled that if he hadn't musician, then it would become vagabond.

The beginning of a creative career

In music channels clubs in Harlem, Monk begins performing at the end of the 30s. Later he plays piano in a famous place Minton's Playhouseimprovising and creating own style of play in partnership with Kenny Clark. A little later to young performers joined Jazz trumpeter club frequenters Dizzy Gillespie and saxophonist Charlie Parkerwho soon appreciated and adopted the special manner games and custom style Monka. At that time Thelonious expressed basic position boppers:

"We want to do music, which "they" won't be able to play."

Charlie Parker, colleague of Thelonious Monk, saxophonist
Saxophonist Charlie Parker, colleague of Thelonious Monk

under the expression "they" implied arrogant leaders orchestras that adopted the style of swing and had on this not bad income. In 1944 bebop peaked popularity, but Monkwithout receiving public recognition, said goodbye with the club. At the same time Thelonious together with one of the most famous tenor saxophonists Coleman Hawkins recorded his first work in the studio.

1947 radically changed the life of a musician. At the end of the summer, he concluded a five-year treaty with recording studio "Blue note". Personal life the musician is also completely has changed: after many years of acquaintance, he proposed Nellie Smith marry him. The marriage had a huge influence on the life of a musician in the future - Nellie turned out to be caring friend and faithful ally his life long. Across a few years time in the musician's family appeared first child. The boy was named in honor of father, and subsequently, like Monkdedicated his life music.

Subsequent the contract signed with a record company "Prestige Records"in which the musicians Sonny Rollins, Art Blakey, Miles Davis and Thelonious Monk created many joint masterpieces. In 1953 appeared in the family second childdaughter Barbara. Then the pianist met with a representative of an eminent British family Pannonica de Königswarterwho provided support jazz musician and later became close friend until death. Famous saxophonist Archie Shepp spoke of her as a woman, in many ways ahead of your time. inspired by love Nicky (as Monk affectionately called her) to a jazz music, Thelonious dedicated a work to her "Pannonica". Subsequently great granddaughter Pannoniki removed documentary a movie called "The Baroness of Jazz" about difficult relations modest musician and luxurious English heiress.

Thellonius Monk and Pannonica de Königswarter
Thellonius Monk and Pannonica de Königswarter

World recognition

sudden death close friend Charlie Parker returned interest listeners to bebop and had a significant impact on promotion demand for records Monk. A year later in the show "Jazz Stars" Thelonious attracted everyone interest audience of its original playing style on the instrument: he held fingers horizontally to the keyboard, and not in an arc, as required traditional school.

At the end of the year, the most recognizable pianist's studio album "Brilliant Corners"later called "classical" hard bop and critically acclaimed artistic peak Monk. Later in the quartet he plays in Five Spot Cafe, a music club that combined friendly atmosphere and progressive music in the form cutting-edge bebop. In the late 60s, as a result joint creativity with an old friend Art Blakey was created composition, which became the soundtrack to the detective film "Women Disappear".

Thelonious Monk at one of his performances
Thelonious Monk at one of his performances

By the decision of the readers of the American music magazine Down Beat in 1963 name pianist was enrolled in Jazz Hall of Fame. A year later in an American magazine Time the musician was dedicated to a separate issue with his photo on cover, the author of which was Chaliapin, the son of the world famous opera singer. However, in autumn since 1963 a tragedy occurred in the USA: he was killed John Kennedy, and a photo was published on the cover next president America Johnson Lyndon. At the same time Monk signed new withannouncement with the studio Columbia Records, but, unfortunately, his new works lost originality and individuality. exception is an album called Underground, the last of the studio.

At the beginning of 70s Monk became participant world tour called The Giants of Jazz, and at the same time in a tiny studio Black Lions he wrote down his final work. Soon the pianist stopped give concerts, last thing show took place in the summer 1976. Composer secluded in a mansion Pannoniki de Königswarter and completely withdrawn from the outside world. Thelonious Monk passed away on February 17, 1982.

Achievements and awards

Art Monk didn't get due recognition during the life of a musician. Posthumously in 1993 year he received a special award Grammy Awards for musical achievement. Almost through five years after the death of the musician with the participation of his families was founded Jazz Institute, which annually hosts the International Jazz contest, enabling famous musicians share experience with the younger generation. IN 1989 has been rented the movie entitled "Thelonious Monk: Straight, No Chaser"dedicated personal life and creativity musical genius.

"Didn't want to, but became part of the story" - Abbey Road cover man

Paul Cole is the man on the cover of Abbey Road: History and Facts It's been over half a century since the Beatles released their masterpiece "Abbey...

Simon Le Bon - Top 6 Facts About the Duran Duran Vocalist

Simon Le Bon - interesting facts about the vocalist of Duran Duran Few bands have been as influential as Duran Duran in the 1980s. The British kings of the new wave...

Who is she - the woman from the cover of the legendary Black Sabbath album

The woman on the cover of the Black Sabbath album - who is she: history and facts The 1970 release of Black Sabbath's debut album changed the music industry forever. This...
Related Articles

Cute song turned out to be gangsta rap from Sweden: a story about Ginseng Strip 2002

Yung Lean - popularity, songs, biography of the musician. What is behind the success of world stars - quality production, talent or something else? Then how do you explain the fact that...

Top 15 greatest pop singers of all time according to Fuzz Music magazine

The greatest and best pop singers in the history of music Music history is rich and varied in terms of its faces. It knows many high-profile names that have stood as...

"Paranoid": a Black Sabbath cult classic written in minutes

Black Sabbath's hit "Paranoid": history and facts It's no secret that some of the most legendary works were born in a matter of minutes. In general they say that brevity is...

Kirkorov was Michael Jackson's "friend": fiction or truth

Friendship between Michael Jackson and Philip Kirkorov Michael Jackson is an American pop king who has made a tremendous contribution to music history. However, many myths have always centered around him,...

Top 5 iconic rock albums that turned into a nightmare

Legendary rock albums that turned into a nightmare to record At first glance, being a rock star seems like the nicest job in the world! Your job is just to compose...

Автор:

Категория:

История Телониуса Монка – классика джаза с несгибаемыми пальцами

Узнаём больше о жизни Телониуса Монка, одного из родоначальников бибопа. В чём особенность его стиля и какую роль в его жизни сыграла баронесса Панноника де Кёнигсвартер? Об этом – в нашей статье.

Биография джазового пианиста и композитора, родоначальника бибопа

Телониус Сфир Монк – загадочный и неоднозначный, талантливый и бескомпромиссный, гениальный джазовый музыкант и композитор XX столетия. Он известен как один из создателей стиля бибоп, характеризующегося быстрым темпом и сложными импровизациями, которые основаны на обыгрывании последовательностей аккордов. Стиль его творчества был особенным и угадываемым буквально с самого начала звучания клавиш.

Детские годы

Будущий музыкант появился на свет 10 октября 1917 года в городке Роки-Маунт, расположенном в штате Северная Каролина. О достоверной дате его рождения долгое время не было никакой информации, наиболее точные сведения были установлены в 1968 году музыковедом и критиком Леонардом Фезером в раздобытом им оригинале документа о рождении. В свидетельстве имя музыканта указано как Thelonious Monk Jr. Интересным фактом является то, что имя Sphere в метрике отсутствует, поэтому, вероятнее всего, оно было присвоено Монком самостоятельно, в память о Сфире Бэттсе, дедушке по материнской линии.

Телониус Монк (Thelonious Monk) сидит за фортепиано
Телониус Монк (Thelonious Monk) сидит за фортепиано

Когда мальчику исполнилось три года, его мать Барбара, решила, что её дети должны расти в мегаполисе, и семья Монков перебралась в Нью-Йорк. Они поселились в совсем крохотной квартирке на Манхэттене, которая оставалась пристанищем для Телониуса на протяжении всей жизни. Отец не смог привыкнуть к большому городу: вскоре он оставил семью и вернулся обратно в Роки-Маунт. Барбаре удалось устроиться в отдел социальной помощи муниципалитета. Кроме этого, чтобы прокормить детей, ей приходилось работать уборщицей.

В школе Телониус учился хорошо, особенно был успешным в изучении точных наук, таких как математика и физика. Уже будучи знаменитым, он не раз высказывался, что «только математик может стать музыкантом». Его первый музыкальный опыт начинался именно с трубы, так как в те времена фортепиано считали инструментом для девушек, поэтому учиться играть на нём стала старшая сестра Мэрион. Вскоре дети забросили ненавистные им музыкальные инструменты.

Одно из выступлений Телониуса Монка (Thelonious Monk)
Одно из выступлений Телониуса Монка (Thelonious Monk)

Когда Телониусу было шесть лет, Барбара купила сыну пианино, и с этого времени он проводил у инструмента всё своё время. В возрасте 20 лет Монк начал брать уроки музыки у преподавателя из Джульярдовской школы, одного из крупных высших учебных заведений Америки в области искусства и культуры, но в целом его можно считать самоучкой. Полноценного музыкального образования Телониус так и не получил, однако, как он считал, оно ему и не понадобилось. Позже Монк вспоминал, что не будь он музыкантом, то стал бы бродягой.

Начало творческой карьеры

В музыкальных клубах Гарлема Монк начинает выступать в конце 30-х годов. Позже он играет на фортепиано в известном месте «Minton’s Playhouse», импровизируя и создавая собственный стиль игры в партнёрстве с Кенни Кларком. Чуть позже к молодым исполнителям присоединились частые посетители клуба джазовый трубач Диззи Гиллеспи и саксофонист Чарли Паркер, вскоре оценившие и перенявшие особенную манеру игры и нестандартный стиль Монка. В это время Телониус высказал основную позицию бопперов:

«Мы хотим делать музыку, которую «они» не смогут играть».

Чарли Паркер, коллега Телониуса Монка, саксофонист
Саксофонист Чарли Паркер, коллега Телониуса Монка

Под выражением «они» подразумевались заносчивые руководители оркестров, перенявшие манеру свинга и имевшие на этом неплохие доходы. В 1944 году бибоп достиг пика популярности, но Монк, не получив признания публики, распрощался с клубом. Тогда же Телониус совместно с одним из известнейших тенор–саксофонистов Коулменом Хокинсом записал свою первую работу в студии.

1947 год кардинальным образом изменил жизнь музыканта. В конце лета он заключил пятилетний договор со звукозаписывающей студией «Blue Note». Личная жизнь музыканта также полностью изменилась: после многолетнего знакомства он предложил Нелли Смит выйти за него замуж. Брак оказал огромное влияние на жизнь музыканта в дальнейшем – Нелли оказалась заботливым другом и верным соратником в течение всей его жизни. Через пару лет время в семье музыканта появился первый ребёнок. Мальчика назвали в честь отца, и впоследствии он, как и Монк, посвятил жизнь музыке.

Последующий контракт был заключён со звукозаписывающей компанией «Prestige Records», в которой музыканты Сонни Роллинз, Арт Блэйки, Майлз Дэвис и Телониус Монк создали немало совместных шедевров. В 1953 году в семье появился второй ребёнок, дочь Барбара. Тогда же пианист познакомился с представительницей именитого британского рода Панноникой де Кёнигсвартер, которая оказала поддержку джаз-музыканту и стала в дальнейшем его близким другом до самой смерти. Знаменитый саксофонист Арчи Шепп отозвался о ней как о женщине, во многом опередившей своё время. Вдохновлённый любовью Ники (так ласково её называл Монк) к джазовой музыке, Телониус посвятил ей произведение «Pannonica». Впоследствии правнучка Панноники сняла документальный фильм под названием «Баронесса джаза» о непростых отношениях скромного музыканта и роскошной английской наследницы.

Теллониус Монк и Панноника де Кёнигсвартер
Теллониус Монк и Панноника де Кёнигсвартер

Мировое признание

Скоропостижная смерть близкого друга Чарли Паркера вернула интерес слушателей к бибопу и оказала заметное влияние на повышение спроса на пластинки Монка. Годом позже в шоу «Звёзды джаза» Телониус привлёк всеобщий интерес публики своей оригинальной манерой игры на инструменте: он держал пальцы горизонтально к клавиатуре, а не дугой, как этого требует традиционная школа.

В конце года был записан самый узнаваемый студийный альбом пианиста – «Brilliant Corners», названный впоследствии «классическим» хард-бопом и признанный критиками артистическим пиком Монка. Позднее в составе квартета он играет в «Five Spot Cafe», музыкальном клубе, в котором сочетались дружелюбная атмосфера и прогрессивная музыка в виде ультрасовременного бибопа. В конце 60-х в результате совместного творчества со старым другом Артом Блэйки была создана композиция, ставшая саундтреком к детективному фильму «Женщины исчезают».

Телониус Монк (Thelonious Monk) на одном из своих выступлений
Телониус Монк (Thelonious Monk) на одном из своих выступлений

По решению читателей американского музыкального журнала «DownBeat» в 1963 году имя пианиста было зачислено в Зал Славы джаза. Годом позже в американском журнале «Time» музыканту был посвящён отдельный номер с его фото на обложке, автором которого был Шаляпин, сын известного на весь мир оперного певца. Однако осенью 1963 года в США произошла трагедия: был убит Джон Кеннеди, и на обложке было опубликовано фото следующего президента Америки Джонсона Линдона. Тогда же Монк подписал новое соглашение со студией «Columbia Records», но, к сожалению, его новые работы утратили неповторимость и индивидуальность. Исключением является альбом под названием «Underground», последний из студийных.

В начале 70-х Монк стал участником мировых гастролей под названием «The Giants of Jazz», и в это же время в крошечной студии «Black Lion» он записал свою финальную работу. Вскоре пианист практически прекратил давать концерты, его последнее шоу состоялось летом 1976-го года. Композитор уединился в особняке Панноники де Кёнигсвартер и полностью отстранился от внешнего мира. Телониус Монк ушёл из жизни 17 февраля 1982 года.

Достижения и награды

Искусство Монка не получило должного признания при жизни музыканта. Посмертно в 1993 году он был удостоен особой награды «Грэмми» за музыкальные достижения. Почти через пять лет после смерти музыканта при участии его семьи был основан Институт джаза, ежегодно проводящий Международный джазовый конкурс, дающий возможность известным музыкантам делиться опытом с молодым поколением. В 1989 году вышел в прокат фильм под названием «Thelonious Monk: Straight, No Chaser», посвящённый личной жизни и творчеству музыкального гения.

10kFollowers

«Рождённый под дурным знаком» – вспоминаем вечную блюзовую классику Альберта Кинга

Как Альберт Кинг записал «вечный продукт блюза» – вспоминаем «Born Under a Bad Sign» Вы можете обожать блюз и Альберта Кинга, а можете относиться к...

«Хватит слёз», или «первый прощальный» альбом Оззи Осборна

Вспоминаем вечную классику: «No More Tears» Оззи Осборна Для преданных поклонников у Оззи Осборна все альбомы шикарны! Но для более широкой мировой публики, которая не...

Мэрайя Кэри: удивительные факты о любимой красотке

Мэрайя Кэри – чего вы ещё не знали о любимой певице Мэрайя Кэри – одна из самых обворожительных певиц современности, которая покорила сердца слушателей не...

Похожие статьи

Удивительные факты о Роджере Тейлоре

Чего вы ещё не знали о Роджере Тейлоре – рассказываем удивительные факты о барабанщике Queen Роджер Тейлор – «ударная легенда» Queen, барабанщик, который навсегда вошёл...

Лучшие рок-альбомы 1984 года по версии журнала «Fuzz Music»

Классика рока 20 века, заключенная в лучших альбомах 1984 года Сегодня мы решили погрузиться в поистине волшебный период, в 1984 год, который был годом, когда...

Чего вы ещё не знали о Джоне Диконе – самом тихом участнике самой фееричной группы 20 века

Интересные факты из жизни Джона Дикона, бас-легенды Queen Джон Дикон – бас-легенда Queen, одной из самых (если не самой) фееричных и уникальных групп в истории...

Человек, который присутствовал при «рождении» рок-н-ролла – вспоминаем Скотти Мура

А вы помните Скотти Мура, гитариста Элвиса Пресли Прежде чем появились Джаггер и Ричардс, Плант и Пейдж, были Элвис Пресли и Скотти Мур. И если...

Магия Queen на сцене

Queen: вспоминаем грандиозные выступления культовой группы Однажды Фредди сказал: «Либо есть магия, либо её нет. Вот и весь секрет!». Легенда Queen определённо была полна волшебства!...

Топ-5 хард-рок альбомов, которые переписали историю музыки

Эти хард-роковые пластинки переписали историю музыки – о чём речь Совершим маленькое путешествие в прошлое: Америка, на дворе начало 70-х. Легендарно известное и громкое «Лето...

Топ лучших песен Judas Priest – «динозавров хеви-метала»

Вспоминаем лучшие песни Judas Priest и шикарные клипы к ним Группа Judas Priest ворвалась на рок-н-ролльную сцену в 1974 году со своим дебютным альбомом «Rocka...

Лучшие рок-альбомы 1971 года по версии журнала «Fuzz Music»

Классика рока 20 века, заключенная в лучших альбомах 1971 года Начало 1970-х – весьма увлекательная пора, насыщенная множеством событий! Но как упоительного, так и трагического...

«Я – лучший басист в мире»: вспоминаем Джако Пасториуса, одного из легендарнейших бас-гитаристов в истории

Джако Пасториус – история восхождения, «покорение мира басом» и трагический финал Джако Пасториус – яркий, гениальный и весьма наглый басист, который стал легендой. Его имя...